Home
Издается при поддержке Научного совета РАН по изучению и охране культурного и природного наследия и Проблемной комиссии РАН "Хронобиология и хрономедицина"

Powered by Scientific Council for Study and Protection of Cultural and Natural Heritage, and Problem Commission ‘Chronobiology and Chronomedicine’, Russian Academy of Science
Электронное научное издание 
Альманах Пространство и Время
ISSN 2227-9490
Электронное научное издание
Альманах Пространство и Время
[Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manakh Prostranstvo i Vremya]

Electronic Scientific Edition
Almanac Space and Time
[e-Almanac Space and Time]
Часть издательского проекта “Пространство и Время” | The part of the "Space and Time" Рublishing Рroject


 
УСПЕХИ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ:
МОЛОДЁЖНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ТЕХ, КТО ДЕЛАЕТ ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ

ПРЕСС-РЕЛИЗ совместного проектаФилософского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова,Московского общества испытателей природы при МГУ имени М.В. Ломоносова,Федерального государственного бюджетного научного учреждения«Институт стратегии развития образования Российской академии образования»и «Электронного научного издания Альманах Пространство и Время»в рамках подготовки и проведенияXIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в РоссииФедерального государственного бюджетного научного учреждения  «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», Российского университета дружбы народов, Московского общества испытателей природы при МГУ имени М.В. Ломоносова и «Электронного научного издания Альманах Пространство и Время»  в рамках подготовки и проведения  XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в России
пр_en1.png

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация



Войти в корпоративную почту как автор/член редколлегии/рецензент журнала

Логин:

@j-spacetime.com

Пароль:

(что это)

Крымский философский клуб

Крымский травник

Каспийский Диалог 2016





КАТЕГОРИЯ СМЫСЛА / CATEGORY OF SENSE / SINNKATEGORIE

Зыонг Куок Куан. Китайское и вьетнамское средневековое конфуцианство:

основные принципы и категории

 

Зыонг Куок Куан, кандидат философских наук, преподаватель Финансовой академии (Ханой, Вьетнам)

E-mail: duongquocquan.hvtc@gmail.com

 

В статье рассматриваются некоторые вопросы формирования базовых принципов учения Конфуция — Мэн-цзы в китайском и вьетнамском средневековом обществе. На примере отдельных категорий конфуцианства показано, каким образом во Вьетнаме переосмысливалось морально-этическое содержание конфуцианства, складывалась новая система понятий, отличная от китайской.

 

Ключевые слова: конфуцианство, вьетнамские конфуцианцы, Три устоя и Пять постоянств, верность, сыновняя почтительность, патриотизм.

 

Литература:

 

1.                                                    Буй Тхань Куат. История философии / Под ред. Ву Тинь. Ханой, 2001. (На вьетнамском языке).

2.                                                    Записи об исторических событиях династии Нгуенов. В 10 т. Т. 1. Ханой, 2002. (На вьетнамском языке).

3.                                                    Записи об исторических событиях династии Нгуенов. В 28 т. Т. 28. Ханой, 1973. (На вьетнамском языке).

4.                                                    Зоан Тьинь, Нгуен Шинь Ке. О проникновении конфуцианства во Вьетнам // Философия. 2004. № 9. С. 25—34. (На вьетнамском языке).

5.                                                    Зыонг Ба Туан. Лунь Юй с пояснениями и комментариями / Пер. Нгуен Тай Тхы. Пекин, 1980. (На вьетнамском языке).

6.                                                    Зыонг Куок Куан. Конфуцианство, буддизм и даосизм в феодальном Вьетнаме // Пространство и Время. 2014. № 1(15). С. 128—133.

7.                                                    История вьетнамской мысли (литературный сборник). В 2 т. Т. 2. Ханой, 2004. (На вьетнамском языке).

8.                                                    История вьетнамской мысли: В 2 т. / Гл. ред. Нгуен Тай Тхы. Т. 1. Ханой, 1993. (На вьетнамском языке).

9.                                                    История вьетнамской философской мысли: В 2 т. / Под ред. Нгуен Чонг Тюаня. Т. 1. Ханой, 2006. (На вьетнамском языке).

10.                                                История философии / Гл. ред. Нгуен Хый Вуй. Ханой, 2006. (На вьетнамском языке).

11.                                                Китайская мифология / Сост. К.Королев. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-reading.mobi/chapter.php/1003180/5/Korolev_Kirill_-_Kitayskaya_mifologiya._Enciklopediya.html#n_48.

12.                                                Кобелев Е.В., Федорин А.Л. Введение. Актуальные проблемы российского вьетнамоведения // Вьетнамские исследования. Вып. 1: Вьетнам сегодня и вчера. М.: ИДВ РАН, 2011. С. 6—12.

13.                                                Лa Туан Ву. История китайской политической теории. Ханой, 1964. (На вьетнамском языке).

14.                                                Ле Ши Тханг. История вьетнамской мысли: В 2 т. Т. 2. Ханой, 1997. (На вьетнамском языке).

15.                                                Ли цзи / Пер. Академия литературы Вьетнама. Ханой, 1991. (На вьетнамском языке).

16.                                                Литература Вьетнама: Учебник. Ханой, 1983. (На вьетнамском языке).

17.                                                Марксистско-ленинская философия / Гл. ред. Нгуен Зуи Куи. Ханой, 2004. (На вьетнамском языке).

18.                                                Нго Ши Лиен. Полное собрание исторических записок Дайвьета: В 2 т. Ханой, 1998. (На вьетнамском языке).

19.                                                Нгуен Данг Зуй. Конфуцианство в культуре Вьетнама. Ханой, 1998. (На вьетнамском языке).

20.                                                Нгуен Динь Чьеу. Полное собрание сочинений. Ханой, 1982. (На вьетнамском языке).

21.                                                Нгуен Ким Шон. Конфуцианство и династия Ли // Ли Конг Уан и династия Ли. Ханой, 2000. (На вьетнамском языке).

22.                                                Нгуен Хиен Лe, Зан Чи. Сюнь-цзы. Ханой, 1992. (На вьетнамском языке).

23.                                                Нгуен Тай Тхы. Конфуцианское учение и вьетнамское конфуцианство. Ханой, 1997. (На вьетнамском языке).

24.                                                Нгуен Тхань Винь. Социально-политическая теория конфуцианства и его влияние во Вьетнаме. Ханой, 2007. (На вьетнамском языке).

25.                                                Нгуен Хунг Хау. Общий курс истории вьетнамской философии. Ханой, 2010. (На вьетнамском языке).

26.                                                Нгуен Хунг Хау. Философия в восточной культуре. Ханой, 2004. (На вьетнамском языке).

27.                                                Нгуен Чай. Полное собрание сочинений. Ханой, 1976. (На вьетнамском языке).

28.                                                Некоторые вопросы конфуцианства во Вьетнаме / Гл. ред. Фан Дай Зоан. Ханой, 1998. (На вьетнамском языке).

29.                                                Нижников С.А. История философии. М.: ИНФРА-М, 2012. (На вьетнамском языке).

30.                                                Общий курс философии Китая / Гл. ред. Зоан Тьинь. Ханой, 2002. (На вьетнамском языке).

31.                                                Паньгу [Электронный ресурс] // Википедия. Интернет-энциклопедия. Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/Паньгу.

32.                                                Поэзия  и проза Ле ТханьТонга. Ханой, 1994. (На вьетнамском языке).

33.                                                Поэзия и проза эпохи династий Ли и Чан: В 3 т. Ханой, 1978. (На вьетнамском языке).

34.                                                Поэзия Нгуен Бинь Кхиема / Гл. ред. Динь Зя Кхань. Ханой, 1983. (На вьетнамском языке).

35.                                                Протокол Международного конфуцианского союза / Пер. Нгуен Тай Тхы. Пекин, 1994. (На вьетнамском языке).

36.                                                Туе Тинь. Полное собрание сочинений. Хошимин, 1994. (На вьетнамском языке).

37.                                                Фам Зуи Нгиа. Право и положительные факторы конфуцианского влияния. Ханой, 2004. (На вьетнамском языке).

38.                                                Фан Хюи Ле, Ву Минь Зянг. Традиционные ценности и современный житель Вьетнама: В 2 т. Т. 2. Ханой, 1996. (На вьетнамском языке).

39.                                                Чан Нгуен Вьет. Диахронический взгляд на долг сыновней почтительности во Вьетнаме // Философия, 2012. № 7. С. 32—42. (На вьетнамском языке).

40.                                                Чжу Си. Полное собрание сочинений / Пер. Исследовательский институт Хан-Ном. Ханой, 1989. (На вьетнамском языке).

41.                                                Чжу Си. Четверокнижие / Пер. и коммент. Академии общественных наук Вьетнама. Ханой, 2002. (На вьетнамском языке).

42.                                                Чунь цю / Пер. Академии общественных наук Вьетнама. Ханой, 1996. (На вьетнамском языке).

43.                                                Angle S. "Contemporary Confucian and Islamic Approaches to Democracy and Human Rights." Comparative Philosophy 4.1 (2012): 7—41.

44.                                                Bol P.K. Neo-Confucianism in History. Cambridge, Mass.: Harvard University Asia Center, 2008.

45.                                                Burr R. "The Complexity of Morality: Being a ‘Good Child’ in Vietnam?." Journal of Moral Education 43.2 (2014): 156—168.

46.                                                Chan W.-T. The Development of Neo-Confucian Thought. Cambridge: Cambridge University Press, 1957.

47.                                                Eno R. The Confucian Creation of Heaven: Philosophy and the Defense of Ritual Mastery. Albany: SUNY Press, 1990.

48.                                                Fan R. "Confucian Ritualization: How and Why?." Ritual and the Moral Life. Dordrecht: Springer, 2012, pp. 143—158.

49.                                                Haeger J.W. "The Intellectual Context of Neo-Confucian Syncretism." The Journal of Asian Studies 31.03 (1972): 499—513.

50.                                                Hwang K.-K. "The Deep Structure of Confucianism." Foundations of Chinese Psychology. New York: Springer, 2012, pp. 99—131.

51.                                                Li C. "Equality and Inequality in Confucianism." Dao 11.3 (2012): 295—313.

52.                                                Mower G.B. "Confucianism and Civic Virtue." Social Philosophy Today 29 (2013): 75—87.

53.                                                Sing M. "Confucianism and Democratization in East Asia: D.C. Shin (Cambridge: Cambridge University Press, 2012)." Journal of Contemporary Asia 43.3 (2013): 562—564.

54.                                                Tan S.H. "Democracy in Confucianism." Philosophy Compass 7.5 (2012): 293—303.

55.                                                Traylor K.L. Chinese Filial Piety. Bloomington: Eastern Press, 1988.

56.                                                Whitmore J.K. "An Inquiry into the Nature of Vietnamese Confuciansm." Annals of College of Soсial Sciences and Humanities. Ho Chi Minh City, 1999, рр. 40—45.

57.                                                Whitmore J.K. "Social Organization and Confucian Thought in Vietnam." Journal of Southeast Asian Studies 15.02 (1984): 296—306.

58.                                                Yu I. "Bilateral Social Pattern and the Status of Women in Traditional Vietnam." South East Asia Research 7.2 (1999): 215—231.

 

 

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Зыонг Куок Куан. Китайское и вьетнамское средневековое конфуцианство: основные принципы и категории [Электронный ресурс] / К.К. Зыонг // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2013. — Т. 7. — Вып. 1. —Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast7-1-1.2014.42

 

 

 

Chinese and Vietnamese Medieval Confucianism: Basic Principles and Categories

 

Duong Quoc Quan, Ph.D., Lecturer at Financial Academy, Hanoi, Vietnam

E-mail: duongquocquan.hvtc@gmail.com

 

Confucianism began spreading in Vietnam due to Chinese military expansion, it gradually adapted to local conditions and acquired a dominant role in the ideological system of governance of the country, and it became one of the ideological sources of the Vietnamese philosophy and culture. The subjects of my study are basic principles of ethical the teachings of Confucius — Mencius in China and Vietnam in the Middle Ages. To identify similarities and differences in the content of principles and categories of Chinese and Vietnamese Confucianism, I use a comparative analysis of Chinese and Vietnamese Confucian sources of 10—17 centuries, as well as contemporary Chinese and Vietnamese researches.

In my article, I attempted to show how the medieval Vietnamese Confucianism rethought basic moral and ethical concepts of Chinese ‘Three Principles and Five Constants’ (especially Loyalty, Filial Piety, Obligation, Humaneness, and Rite) and formed a new paradigm that was significantly different from the previous one. I have shown, for Vietnamese, patriotism was the main moral values that define the process of perception of Confucianism, its assimilation and adaptation. In this sense, as long ago as the Middle Ages, Vietnamese Confucians interpreted homager's loyalty primarily in respect of the motherland, and only secondarily in respect to the ruler. In addition, I have shown there was some differences between Chinese and Vietnamese principles of filial piety and status of woman (permanent military threat contribute to some increase of freedom of Vietnamese women compared to Chinese ones).

I conclude the priority of categories of patriotism in medieval Vietnam promoted Vietnamese Confucians' interests to the issues of loyalty, filial piety and a sense of duty. This also resulted in almost total lack of interest to the problems of metaphysics in Vietnamese Confucianism.

 

Keywords: Confucianism, Vietnamese Confucians, Three Principles and Five Constants, loyalty, filial piety, patriotism.

 

References:

 

Angle S. "Contemporary Confucian and Islamic Approaches to Democracy and Human Rights." Comparative Philosophy 4.1 (2012): 7—41.

Bol P.K. Neo-Confucianism in History. Cambridge, Mass.: Harvard University Asia Center, 2008.

Bui T.Q. History of Philosophy. Ed. T. Vu. Hanoi, 2001. (In Vietnamese).

Burr R. "The Complexity of Morality: Being a ‘Good Child’ in Vietnam?." Journal of Moral Education 43.2 (2014): 156—168.

Chan W.-T. The Development of Neo-Confucian Thought. Cambridge: Cambridge University Press, 1957.

Chun Qiu [Spring and Autumn Annals]. Hanoi, 1996. (In Vietnamese).

Đinh G.K., ed. Nguyen Binh Khiem’s Poetry. Hanoi, 1983. (In Vietnamese).

Doan C. General Course of Chinese Philosophy. Hanoi, 2010. (In Vietnamese).

Doan C., Nguyen S.K. "About the Penetration of Confucianism in Vietnam." Philosophy 9 (2004): 25—34. (In Vietnamese).

Duong B.T. Analects of Confucius with Explanations and Comments. Trans. T.T. Nguen. Beijing, 1980. (In Vietnamese).

Duong Q.Q. "Confucianism, Buddhism and Taoism in the Feudal Vietnam." Prostranstvo i Vremya [Space and Time] 1(15) (2014): 128—133. (In Russian).

Eno R. The Confucian Creation of Heaven: Philosophy and the Defense of Ritual Mastery. Albany: SUNY Press, 1990.

Fan R. "Confucian Ritualization: How and Why?." Ritual and the Moral Life. Dordrecht: Springer, 2012, pp. 143—158.

Haeger J.W. "The Intellectual Context of Neo-Confucian Syncretism." Journal of Asian Studies 31.03 (1972): 499—513.

History of Vietnamese Thought. Hanoi, 2004, vol. 2. (In Vietnamese).

Hwang K.-K. "The Deep Structure of Confucianism." Foundations of Chinese Psychology. New York: Springer, 2012, pp. 99—131.

Kobelev E.V., Fedorin A.L. "Introduction. Actual Problems of Russian-Vietnamese Studies." Vietnamese Study. Volume 1: Vietnam Today and Yesterday. Moscow: RAS Institute of Far East Publisher, 2011, pp. 6—12. (In Russian).

Korolev K., ed. Chinese Mythology. Moscow and St. Petersburg: Eksmo Publisher; Midgard Publisher, 2007. Web. <http://www.e-reading.mobi/chapter.php/1003180/5/Korolev_Kirill_-_Kitayskaya_mifologiya._Enciklopediya.html#n_48>. (in Russian).

La T.V. History of Chinese Political Theory. Hanoi, 1964. (In Vietnamese).

Le C.T. History of Vietnamese Thought. Hanoi, 1997, vol. 2. (In Vietnamese).

Le Thanh Tong’s Poetry and Prose. Hanoi, 1994. (In Vietnamese).

Li C. "Equality and Inequality in Confucianism." Dao 11.3 (2012): 295—313.

Li Ji. Hanoi, 1991. (In Vietnamese).

Mower G.B. "Confucianism and Civic Virtue." Social Philosophy Today 29 (2013): 75—87.

Ngo Si Lien. Complete Annals of Đi Vit. Hanoi, 1998. (In Vietnamese).

Nguyen C.T., ed. History of Vietnamese Philosophical Thought. Hanoi, 2006, vol. 1. (In Vietnamese).

Nguyen Đ.D. Confucianism in the Culture of Vietnam. Hanoi, 1998. (In Vietnamese).

Nguyen D.Q., ed. Marxist-Leninist Philosophy. Hanoi, 2004. (In Vietnamese).

Nguyen Đinh Chieu. Complete Writings. Hanoi, 1982. (In Vietnamese).

Nguyen H.H. General Course of the History of Vietnamese Philosophy. Hanoi, 2010. (In Vietnamese).

Nguyen H.H. Philosophy in Eastern Culture. Hanoi, 2004. (In Vietnamese).

Nguyen H.L, Gian C. Xunzi. Hanoi, 1992. (In Vietnamese).

Nguyen H.V., ed. History of Philosophy. Hanoi, 2006. (In Vietnamese).

Nguyen K.S. "Confucianism and Ly Dynasty." Ly Cong Uan and Ly Dynasty. Hanoi, 2000, (In Vietnamese).

Nguyen T.T., ed. History of Vietnamese Thoughts. Hanoi, 1993. (In Vietnamese).

Nguyen T.V. Social and Political Theory of Confucianism and Its Influence in Vietnam. Hanoi, 2007. (In Vietnamese).

Nguyen Trai. Complete Writings. Hanoi, 1976. (In Vietnamese).

Nguyen Т.Т. Confucian Scholars and Vietnamese Confucianism. Hanoi, 1997. (In Vietnamese).

Nizhnikov S.A. History of Philosophy. Moscow: INFRA-M Publisher, 2012. (In Russian). (In Vietnamese).

"Pangu." Wikipedia, the Free Encyclopedia. Wikimedia Foundation, Inc., Non-Profit Organization, n.d. Web. <https://en.wikipedia.org/wiki/Pangu>.

Phm D.N. Law and Positive Factors of Confucian Influence. Hanoi, 2004. (In Vietnamese).

Phan Đ.D., ed. Some Questions of Confucianism in Vietnam. Hanoi, 1998. (In Vietnamese).

Phan H.L., Vu M.G. Traditional Values and Modern Inhabitants of Vietnam. Hanoi, 1996, vol. 2. (In Vietnamese).

Poetry and Prose of the Epoch of Ly and Tran Dynasties. Hanoi, 1978. (In Vietnamese).

Protocol of the International Confucian Union. Trans. T.T. Nguen. Beijing, 1994. (In Vietnamese).

Recording about Historical Events of Nguyen Dynasty. Hanoi, 1973, vol. 28. (In Vietnamese).

Recording about Historical Events of Nguyen Dynasty. Hanoi, 2002, vol. 1. (In Vietnamese).

Sing M. "Confucianism and Democratization in East Asia: D.C. Shin (Cambridge: Cambridge University Press, 2012)." Journal of Contemporary Asia 43.3 (2013): 562—564.

Tan S.H. "Democracy in Confucianism." Philosophy Compass 7.5 (2012): 293303.

Textbook of Vietnamese Literature. Hanoi, 1983. (In Vietnamese).

Tran N.V. "Diachronic View on the Duty of Filial Piety in Vietnam." Philosophy 7 (2012): 32—42. (In Vietnamese).

Traylor K.L. Chinese Filial Piety. Bloomington: Eastern Press, 1988.

Tue Tinh. Complete Writings. Ho Chi Minh City, 1994. (In Vietnamese).

Whitmore J.K. "An Inquiry into the Nature of Vietnamese Confuciansm." Annals of College of Soсial Sciences and Humanities. Ho Chi Minh City, 1999, рр. 40—45.

Whitmore J.K. "Social Organization and Confucian Thought in Vietnam." Journal of Southeast Asian Studies 15.02 (1984): 296—306.

Yu I. "Bilateral Social Pattern and the Status of Women in Traditional Vietnam." South East Asia Research 7.2 (1999): 215—231.

Zhu Xi. Complete Writings. Hanoi, 1989. (In Vietnamese).

Zhu Xi. Sishu. Hanoi, 2002. (In Vietnamese).

 

 

Cite MLA 7:

Duong, Q. Q. "Chinese and Vietnamese Medieval Confucianism: Basic Principles and Categories."  Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manakh Prostranstvo i Vremya [Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time]  7.1 (2014). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast7-1.2014.42>. (In Russian).

 



Читатьстатью / Read more