ISSN 2227-9490
1.png
Издается при поддержке Научного совета РАН по изучению и охране культурного и природного наследия,
Проблемной комиссии РАН "Хронобиология и хрономедицина" и Российского философского общества

Powered by Scientific Council for Study and Protection of Cultural and Natural Heritage,
Problem Commission ‘ Chronobiology and Chronomedicine’, Russian Academy of Sciences, and Russian Philosophical Society

ЭЛЕКТРОННОЕ НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ
АЛЬМАНАХ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
[Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manakh Prostranstvo i Vremya]

Electronic Scientific Edition
Almanac Space and Time
[e-Almanac Space and Time]

Часть издательского проекта “Пространство и Время” 
The part of the "Space and Time" Рublishing Рroject
 
 АЛЬМАНАХ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ 

5a50100d3b3ed160c8beb3bb.png FB.png

УСПЕХИ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ:
МОЛОДЁЖНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ТЕХ, КТО ДЕЛАЕТ ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ

ПРЕСС-РЕЛИЗ совместного проектаФилософского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова,Московского общества испытателей природы при МГУ имени М.В. Ломоносова,Федерального государственного бюджетного научного учреждения«Институт стратегии развития образования Российской академии образования»и «Электронного научного издания Альманах Пространство и Время»в рамках подготовки и проведенияXIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в РоссииФедерального государственного бюджетного научного учреждения  «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», Российского университета дружбы народов, Московского общества испытателей природы при МГУ имени М.В. Ломоносова и «Электронного научного издания Альманах Пространство и Время»  в рамках подготовки и проведения  XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в России
пр_en1.png

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация



Войти в корпоративную почту как автор/член редколлегии/рецензент журнала

Логин:

@j-spacetime.com

Пароль:

(что это)

Крымский философский клуб

Крымский травник

Каспийский Диалог 2016



КАТЕГОРИЯ СМЫСЛА / CATEGORY OF SENSE / SINNKATEGORIE

Аникеева Е.Н.

Об онтологическом статусе божественной реальности в ведах и упанишадах 

Аникеева Елена Николаевна, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры истории философии Российского университета дружбы народов, Москва

ORCID  https://orcid.org/0000-0002-9626-4646

E-mail: elena-n-anikeeva@j-spacetime.com; hotkovskaya7@gmail.com

Божественная реальность в ведах и упанишадах характеризуется диалектически — как безличное Оно (Брахман среднего рода), проявляющееся в личный божествах. Первое более характерно для упанишад, второе — для вед (самхит), причем эти две характеристики не противостоят друг другу, а образуют диалектическое единство. Божественная личность в Ведах характеризуется релятивизмом: отсутствием строгой иерархии в пантеоне; зависимостью ведических богов от ритуала; единым онтологическим безличным началом, стягивающим многообразие богов в определенное единство панентеистического свойства. Исток индийского теизма (ишвара-вады) обнаруживается в предфилософии упанишад, где формируется архетип божественной личности как относительной. Онтологический статус божественной реальности в Ведах и Упанишадах носит характер «атрибутивно-функционального теизма», который в отличие от «субстанционального теизма» (термины А.Ф. Лосева) монотеистической религиозности объединен с метафизикой безличного Абсолюта.

Ключевые слова: пантеизм; панентеизм; релятивизм божественных личностей; теизм; ишвара-вада; атрибутивно-функциональный теизм; субстанциональный (абсолютный) теизм.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Аникеева, Е. Н. Об онтологическом статусе божественной реальности в ведах и упанишадах [Электронный ресурс] / Е.Н. Аникеева // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2016. — Т. 13. — Вып. 1. — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast13-1.2016.31.


Anikeeva E.N.

On the Ontological Status of Divine Reality in Vedas and Upanişads

Elena N. Anikeeva, D.Ph., M.Litt., Associate Professor, Professor at Chair of History of Philosophy, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow


ORCID  https://orcid.org/0000-0002-9626-4646

E-mail: elena-n-anikeeva@j-spacetime.com; hotkovskaya7@gmail.com


Urgency of an issue calls for deeper application of philosophical and philosophy-of-religion categories to the religious consciousness, partly to Indian religious consciousness. The subject of my issue is status of Divine reality or gods in Vedas (Samhitas) and Upanişads. My methodological instruments are comparative analysis and logical inferences from investigations of many different scholars. I consider the nature of Divine reality in Vedas as such: absence of strict hierarchy in Vedic pantheon; poly-functional role and depending from rituals of Vedic gods; impersonal ontological origin and background of them: ŗta, asuratvam etc. The scholars found that Divine reality of Vedic gods transcends from ‘powers’ to ‘persons’ and vice versa. Status of Rig Vedic gods notwithstanding their plentitude and non-structure has a relativistic character that correlate to the term ‘inclusivism’ (P. Hacker’s term). I maintain that ontological status of personal Vedic gods form special unity, which is non-personal.

The mystery of this impersonal unity of Divine reality in Vedas continues and appears in Upanişads like an impersonal `That` (Brahman in neutral gender) which can manifest through personal gods. I regard that origin of Indian theism (īçvara-vāda) traces in Upanişads and continues the Vedic archetype of Divine personality as relative. Because personal Lord here emanates from impersonal Brahman and these two make identity.  

The results, the nature of Divine reality in Vedas has a relativistic character, Vedic personal gods embrace in definite pantheistic and panentheistic unity. The same dual dialectical nature has divine reality in Upanişads. Personal and impersonal features of Divine reality are not apart from each other, but form a dialectical unity with each other.

My inference, ontological status of Divine reality in Vedas and Upanişads has a character of ‘attributive-functional theism’ in contrary to ‘substantial (absolute) theism’ (A.F. Losev`s terms) of monotheism.

Keywords: pantheism; panentheism; relativism of Divine Persons; theism; īçvara-vāda; attributive-functional theism; substantial (absolute) theism.

Cite MLA 7:

Anikeeva, E. N. "On the Ontological Status of Divine Reality in Vedas and Upanişads." Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time 13.1 (2016). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast13-1.2016.31>. (In Russian).


 

 

Список литературы / References

Читать статью / Read more